rss
Доходы бюджета за полгода выросли, но не сильно | Печать |
Новини
30.07.2016 21:58

В июне дефицит сводного бюджета составил 7.2млрд.грн. И это в условиях невозврата НДС в июне по надуманным тезническим причинам. В июле задолженность погасили и дефицит, видимо, увеличится.

 

За полгода дефицит бюджета составил 10.9млрд.грн. Надо учесть, что в январе не надо было финансировать ПФ, т.к. январские пенсии были выплачены в прошлом году. А в июне не возвратили НДС. Обычно в месяц возвращали порядка 7млрд.грн. Для объективности эту сумму стоит прибавить к дефициту.

Из помесячной динамики видно, что 3 месяца из 6 был дефицит бюджета, а 3 месяца - профицит, но, кроме как в январе, небольшой и не способный покрыть дефицит остальных месяцев.

Помесячные расходы 2016г. превосходили расходы аналогичного месяца предыдущего года во все месяцы года, начиная с февраля. Наибольшее превышение было в марте-апреле, в июне превышение уменьшилось и составило 11.1млрд.грн.

Помесячные доходы сводного бюджета превысили доходы аналогичного месяца предыдущего года во все месяцы, кроме апреля. В июне превышение составило 10.5млрд.грн если не считать невозвращенный НДС.

 

Для лучшего понимания тенденции полезно рассмотреть сравнение доходов по видам.

 

Основным видом доходов за полгода стал НДС.  114.3млрд.грн, даже с учетом невозвращенного НДС в июне, это в 2.5 раза превосходит ближайших конкурентов. В прошлом году было собрано на треть НДС меньше - около 85млрд.грн. А в июне, когда не было возмещения, сбор НДС на 87.7% превысил сбор июня прошлого года. За полгода 2015-го было собрано ЕСВ и НДС примерно одинакокую сумму. В этом году ЕСВ собрали на 28% меньше, чем в прошлом, из-за уменьшенной ставки. А НДС вырос и почти в 2 раза обогнал ЕСВ,

 

Но ЕСВ не идет в бюджет, а напрямую распределеяется между Пенсионным и 3-мя страховыми фондами.

 

На 2-е место по степени наполнения бюджета вышел подоходный налог на физических лиц, удерживаемый работодателем из зарплаты - 45.5млрд.грн. и рост к 1-му полугодию 2015г. почти в 1.5раза - на 45.8%. В июне рост ускорился, превысив 50%.  Если еще недавно налог на зарплату и на прибыль примерно равнядись между собой, то сейчас налог на прибыль серьезно отстал, а на зарплату обогнал остальные виды налогов.

 

Налог на прибыль предприятий в 2016г.. вырос всего на 10% к 2015-му и составил 27.1млрд.грн. Основные суммы были взяты в мае, потому что в большинстве остальных месяцев налога на прибыль взиамется меньше, чем в прошлом году. Вот и в июне было взято в 2.2раза меньше - 1.1млрд.грн вместо 2.4млрд. год назад.

Доходы сводного бюджета Украины за 6месяцев 2015-16гг, млрд.грн.

 
Вид налога 2016г. 2015г. %%
НДС 114.3 84.6 135.1
На з/п от работодателя 45.5 31.2 145.8
На прибыль 27.1 24.5 110.6
Акциз внутренний 25.3 17.5 144.6
Рента 20.8 17.4 119.5
Бюджетные учреждения 19.4 19.5 99.5
Акцих внешний 15.6 10.6 147.2
На имущество 11.5 7.1 162.0
Пошлины 9.2 6.6 139.4
Прочий с ф/л 7.8 5.4 144.4
От собственности и предпринимательства 7.4 3.9 189.7
Единый налог 7.1 4.5 157.8
Акцих местный 5.3 3.3 160.6
В.сбор 5.2 4.1 126.8
Админсбор 5.1 3.9 130.8
Прочие 5.1 4 127.5
От банковских % 4.1 4 102.5
НБУ   25.1  
Радиочастоты 8.9  
Доп.тамож.сбор 9  
Итого 339.5 298.7 113.7
ЕСВ   62.3   86.5 72.0

Существенный вклад в бюджет вносит акциз. На импортные товары его за полгдоа взяли 25млрд.грн., на внешнюю около 20млрд.грн..Рост к прошлому году почти в 1.5раза. А вот рентных платежей в июне взяли на треть меньше, чем в июне прошлого года, да и за полгода рост меньше 20%

 

По итогам полугода выросло поступление всех видов платежей, кроме доходов от бюджетных учреждений. А вот за июнь падение произошло по нескольким видам поступлений - налога на прибыль предприятий, ренты, админсбора и налога на банковские проценты.

 

Следует отметить, что в 2015г. военного сбора и налога на банковский процент было взято одинаково, а в 2016-м военный сбор вырос, а налог на банковский процент - нет. Что, в общем-то, естественно. Ведь процентные ставки в банках падают, а количество депозитов физлиц не растет. В т.ч. и из-за такого налога.

 

Доходы сводного бюджета Украины за июнь 2015-6гг, млрд.грн.

 
Вид налога 2016г. 2015г. %%
НДС 24.4 13 187.7
На з/п от работодателя 9.2 6.1 150.8
На прибыль 1.1 2.4 45.8
Акциз внутренний 4.5 3.5 128.6
Рента 1.7 2.5 68.0
Бюджетные учреждения 3.8 3.4 111.8
Акцих внешний 2.8 1.9 147.4
На имущество 2 1.2 166.7
Пошлины 1.4 0.8 175.0
Прочий с ф/л 1.3 0.9 144.4
От собственности и предпринимательства 2.7 1.4 192.9
Единый налог 0.5 0.4 125.0
Акцих местный 1.1 0.8 137.5
В.сбор 1 0.8 125.0
Админсбор 0.9 1.8 50.0
Прочие 0.8 0.6 133.3
От банковского % 0.6 0.7 85.7
Доп.тамож.сбор 2.1  
Итого 59.4 48.9 121.5
ЕСВ 11.7 16.5 70.9


 

Итак, за половину 2016г. в бюджет было собрано на 40.8млрд.грн.или на 13.7% больше денег чем в прошломю При этом 3 вида доходов, существенно увеличивших поступления прошлого года, в этом году в бюджет не поступали.

Это дополнительный таможенный сбор 9млрд.грн., поступления от НБУ 25.1млрд.грн. и сбор за радиочастоты (от конкурса на 3G) - 8.9млрд.грн. Конкурс просто в этом году не проводился. Это, все-таки, разовое мероприятие. Дополнительный таможенный сбор отменили по настоянию ВТО, т.к. он нарушал международные обязательства Украины. В результате импорт подешевел (а мы и не заметили). А поступления от НБУ еще придут в бюджет, но не авансом, как в прошлом году, а после утверждения отчета НБУ о полученной им прибыли. На год намечено 38млрд.грн.

Таким образом. по сравнимым налогам поступления выросли почти на 88млрд.грн. И этого оказалось недостаточно, чтобы покрыть обязательства государства. В т.ч. конечно, из-за сокращения поступления ЕСВ на 24.2млрд.грн. (пенсии ведь не уменьшились).

 

Расходы бюджета Украины в 2015-16гг. по видам, млрд.грн.

 
Вид расхода 2016г. 2015г. %%
Пенсионерам 64.3 41.9 153.5
Образование 60.2 54.5 110.5
Социал, кроме пенсий 51.1 32.4 157.7
%% по долгам 46.8 42.3 110.6
Медицина 29 30 96.7
Общественный порядок, безопасность, суд 27.8 20.9 133.0
Оборона 26.1 20.4 127.9
Экономика 17.1 17.6 97.2
Административные расходы 14.8 12.9 114.7
Искусство, спорт 6.5 7.2 90.3
ЖКХ 4.7 3.4 138.2
Экология 1.9 1.7 111.8
Итого 350.4 285.2 122.9

 

 

Основным видом расхода сводного бюджета в 2016г. стало выплата пенсионерам. В основом, это перечиления ПФ, как на выплату пенсий льготникам, так и дотации на собственные выплаты ПФ - в силу сокращения ЕСВ выплаты в 1.5раза увеличились. Также в 1.5рааа увеличилась социальная - за счет роста субсидий.

Расходы на образование увеличились на 10% и остались на 2-м месте. Обслуживание долга также увеличилось на 10% и составляет 4-й по величине расход сводного бюджета.

 

Дальше идет медицина, расходы на которую несколько вменьшились.

 

И только послде этого - расходы на охрану порядка, безопасность, суд, а также расходы на оборону. СИльно уступая социальным расходам и образованию. Увеличение - на 33 и 27%, соответственно.

 

Расходы на оборону составили 7.4% всех расходов консолидированного бюджета (без учета внебюджетных фондов, с учетом будет еще меньше), в пересчете -это где-то 1млрд.$ за полгода.

 

Для сравнения, РФ за 5 месяцев (нет данных за июнь) потратила на оборону 11.7% своего консолидированного бюджета (с учетом внебюджетных фондов), в пересчете где-то 20млрд.$

 

Уменьшились расходы на экономику и искусство и спорт. Это правильно, что уменьшились, следует уменьшать и дальше, только параллельно создавая возможность частной инициативы в данных областях жизни. И цифры показывают - резервы сокращения тут уже невелики.

 

Административные расходы также невелики - за полгода менее 15млрд.грн., но они выросли почти на 15% Как-то неубедительно идет сокращение административного аппарата.

 

В целом расходы бюджета выросли на 65.2млрд.грн. или на 22.9% в первую очередь за счет дотаций пенсионному фонду и социальных расходов. Но это увеличение, как раз оправданно, ведь соответственно сократились доходы ПФ и печатание денег для Нефтегаза. При этом расходы консолидированного бюджета выросли в большей мере, чем доходы. Причина понятна - огромные социальные расходы.

 

Общие социальные расходы (включая медицину. образование и ЖКХ) составля.ют 60% расходов консолидированного бюджета, а с учетом социальных фондов - 2/3 расходов государства. Не сократив их, экономике не выбраться из кризиса.

 

Анализ доходов бюджета показывает, что целый ряд налогов приносят все меньше доходов, но связаны с проблемами при администрировании и дестимулируют экономику.

 

В первую очередь, это налог на прибыль Он остается существенным для попонения бюджета, но его удельный вес все время падает, а собираемость слабо растет при высокой инфляции. В то же время именно он является основным налогом, из-за которого происходят конфликты налоговиков с предпринмателями, именно он дает основной поток коррупции, превышения полномочий, прямого вымогательства. При этом все меньше принося бюджету.

 

Нельзя не обратить внимания и на налог на банковские депозиты. Он не растет, хотя является одним из серьезных факторов, сдерживающих увеличение активов банков. Нужно ли его сохранять?

 

В целом доходы бюджета растут, но в гораздо меньшей степени, чем обязательства государства. Основной рост происходит за счет налогов, увеличивающихся при инфляции и падения курса гривны. Влияния роста экономики пока увидеть невозможно.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить