Программа Президента. Реформы или блеф?

Программа Президента Януковича «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава» долго анонсировалась как поворотный рубеж, с которого начинается современная, продвинутая, качественная жизнь Украины. До программы – это непрофессионалы начудили, разломали, испортили, а начиная с программы – созидание, эффективность, прогресс, благополучие.

Чтение программы вызывает огромное разочарование. Все-таки, писали грамотные иностранные специалисты, приглашенные за немалые деньги. Видимо, тут как с зарубежной техникой, которую в СССР копировали с западных образцов. Но в процессе копирования она сильно теряла в качестве, удобстве, надежности.

1. Программа Президента во многом не ответствует принятой ранее программе Правительства.

Программа Президента по структуре сильно напоминает программу Правительства. Но программа Правительства уже принята ВР и является законом. Менее профессиональные руководители поступают прямо противоположным образом. Сначала послание Президента, на его основе разрабатывают программу Правительства, на ее основе – Бюджет. Наши поступили наоборот, бюджет и программу Правительства приняли одновременно, а послание Президента - после. Получилось странно.

Многие пункты программ расходятся, а некоторые прямо противоречат друг другу, например, по социальной политике, контролю за ценами и инфляцией.

Так, в области социальной поддержки намечены мораторий на новые виды социальной поддержки, нормирование потребления услуг при социальной поддержке, аудит претендентов на получение такой поддержки. Т.е. намечено серьезное ужесточение.

В программе Правительства есть нормирование услуг, но нет никакого ужесточения. Наоборот, намечен целый ряд законов, которые должны усилить льготы матерям с детьми до 3-х лет, матерям-одиночкам и чернобыльцам.

Президент требует гарантии невмешательства государства в цены на сельхозпродукцию.
Программа Правительства, наоборот, предусматривает принять закон о ценах, для усиления контроля за ценами на социально значимые товары, в первую очередь, сельскохозяйственными.
Вообще, в разделе о борьбе с инфляцией в программе Правительства, в основном, административные меры, а в программе Президента исключительно монетарные (видно кто писал программу).

Бюджетный блок. В программе Президента на 2010г. предусмотрены законы об оценке инвестиционных проектов, о фонде будущих поколений, учреждение госреестра инновационных проектов. В программе Правительства всего этого нет, зато есть намерение ввести внутренний контроль в органах власти на основе требований ЕС, сотрудничать с МВФ по программе Stand-By, распределять риски при выдаче госгарантий по кредитам между государством и получателем кредита (интересно, как они это представляют, если на 2010г. бюджет предусматривает гарантии только для правительственных учреждений – Укравтодора и нацагенства по Евро 2012).

В области налоговой политики в Программе Президент намечены сближение бухгалтерского и налогового учета и возврат задолженности по НДС ценными бумагами. В программе Правительства перечисленного нет, зато есть мониторинг льгот, отмена таможенных льгот по отраслевому принципу, введение единого реестра плательщиков НДС и т.д.

В отношении пенсионной реформы Программа Президента предполагает фиксированный взнос для "упрощенцев», ограничение максимальных пенсий, систему информирования граждан про их пенсионный стаж и накопления. На будущее предусмотрено выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин, отмена льгот по раннему выходу на пенсию и т.д.

Ничего этого нет в программе Правительства.

Президент обещает значительно упростить процедуры стандартизации. Его программа предусматривает признание стандартов ЕС, отмена устаревших ДСТУ, разделение стандартизации, рыночного надзора и контроля соответствия.

В программе Правительства ничего этого нет.
Серьезные предложения в энергетике, ЖКХ из президентской программы также отсутствуют в программе Правительства.

Что их этого должно выполнять Правительство? Ведь программа утверждена ВР и является Законом. Например, Правительство обязано внести закон о ценах и усилить контроль за ними, а Президент написал – отменить такой контроль.

2. Все действительно глубокие и серьезные реформы отнесены на конец 2012г.

Так, в налоговой сфере в 2010г. принятие Налогового кодекса, введение ценных бумаг для возмещения НДС и «сближение налогового и бухгалтерского учета» - видимо, имеется в виду приняты, но еще не подписанный закон об изменении в налогообложении, где бухгалтерам крупных предприятий вменяется в обязанность готовить для налоговиков таблички, разъясняющие разницу в методике обоих видов учета на примере своего предприятия.

Сколько-нибудь серьезные изменения намечены на конец 2012г., но они не уменьшают налоги, а, наоборот, сокращают сферу применения упрощенной системы, вводят единый социальный налог, налог на имущество.

И только к 2014г. намечено постепенное сокращение налога на прибыль.

Пенсионная реформа. В 2010г. только фиксированная сумма пенсионного взноса для упрощенцев.

На конец 2012г отнесено начало выравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин, отмена льгот, создание стимулов для более позднего выхода на пенсию, введение накопительной системы.
Социальная сфера – реформы начинаются с конца 2012н. – адресная социальная помощь, учет ее получения.

Передача функций управления госпредприятиями от министерств ФГИ – конец 2012г.

Реформа энергетики – начинается в конце 2012 . До этого – лишь отмена льгот отраслям и повышение платежной дисциплины.
Реформа угольной отрасли начинается в конце 2012г. До этого – подготовка предприятий, программ.

Реформа нефтегазовой отрасли начинается в конце 2012г. До этого отмена отраслевых льгот и подготовка методик и программ.

Единственный серьезный шаг – отмена обязательной продажи Нефтегазу всего добытого в Украине газа. Как при этом будет обеспечиваться газом население, не объясняется. Ведь выравнивание внутренних цен начнется с конца 2012г.

Реформа ЖКХ также намечена на конец 2012г., до этого разработка методики.

Сельское хозяйство – рынок земли до конца 2012г. До этого не вмешиваться в ценообразование, совместно с ВТО разрабатывать систему.

3. Этапы реформ, расписанные по годам, не всегда соответствуют общим целям и заданиям.

Например, «Реформа налоговой системы». Целью объявляется уменьшение доли налогов в затратах предприятия. Но никакие предложенные меры этому не способствуют. Объявлено, что будет расти доля налогов, связанных с потреблением, экологией. Но, судя по намеченным шагам, она будет расти за счет увеличения акцизов и экологических сборов, а не сокращения доли налога на труд и капитал.

В целях есть все, о чем говорят эксперты и предприниматели.

- Сокращение затрат предпринимателей на налоговый учет и процедуру уплаты.
- Упрощение системы администрирования, повышение стабильности и предсказуемости системы.
- Уменьшение доли налогов в себестоимости.
- Налоговые каникулы для малого бизнеса.
- Отмена планов сбора налогов для налоговой службы, введение прозрачного механизма ответственности для сотрудников налоговых служб.

Но в этапах реформ ничего этого нет. Какие именно действия и когда будут выполнены для реализации этого всего, в программе не указано. Основные этапы – это введение новых налогов или совершенствование существующих, что не соответствует целям и задачам.

«Дерегуляция и развитие предпринимательства».

Пункт разбит на 10 подпунктов, по каждому указаны очень правильные цели и задачи, перечислены необходимые шаги. Интересно было узнать, на каком этапе реформы предполагается эти шаги реализовать. Большинство не предполагается ни на каком. Нет их среди этапов реформы.

Среди целей и задач есть такие замечательные пункты как:
- размежевание административных и хозяйственных функций;
- введение ответственности органов контроля за нанесенный субъекту хозяйствования ущерб своими неправомерными действиями;
- уменьшение административной нагрузки на производителя пищевой продукции;
- ликвидация плана взимания налогов и сборов для таможенников;
- создание бизнес-кластеров, т.е. территорий с готовой инфраструктурой и пакетов всех разрешительных документов.
Перечислял бы и перечислял бы дальше, места не хватит привести все правильные и нужные меры. Но среди этапов реформы нет их. Какие конкретно нормативные документы предполагается принять и когда каждая из целей начнет реализовываться – не указано.

«Реформа в ЖКХ» Программа считает необходимым законодательно определить порядок доступа производителей и поставщиков тепла к сетям. Никакой конкретики нет – когда, на каком этапе, каким законом. В перечне предполагаемых законов также такого нет. Известно, что теплокоммунэнерго отказывается брать в свою сеть излишки тепла промышленных предприятий, т.к. оно дешевле и им сократят субсидии. Но ведь тут еще и другая проблема – ТКЭ не заинтересовано в удешевлении тепла. Как решить проблемы в программе ни слова.

4. Фактическое отсутствие реформ в социальных сферах.

Так, в медицине намечено выстраивание четкой 3-х звенной системы от первичного до национального уровня с перераспределением средств на нижний (первичный) уровень, с выработкой критериев оценки качества и оплаты труда. Страховая медицина будет только рассматриваться. Про частные услуги нет вообще ни слова. Хотя давно понятно, что бюджет не в состоянии потянуть организацию, действительно, качественной, высокотехнологичной медицинской помощи, в результате бесплатно она достается лишь тем, кто близок к самой системе и ее начальству.

В пенсионной системе основное внимание уделяется укреплению солидарной системы. Переход на накопительную предусмотрен с конца 2012г. только тем, кому к этому моменту будет не больше 35лет (т.е. для граждан 1977г.р. и более молодых), причем работать она будет также через Пенсионный фонд.

Привлечение частных фондов указано в качестве туманной перспективы. Для остальных – солидарная система с увеличением взносов и уменьшением выплат гражданам.

Основной вывод из прочитанного – эта программа писалась не для того, чтобы выполняться. Поэтому никто не озаботился ее согласовать с программой Правительства. Поэтому все сколько-нибудь реформистские шаги отнесены на период после 2012г. Ясно ведь, что за 3 года много чего изменится, много новых программ будет принято.

На 2010г. намечено ужесточение, ограничение, контроль. Иногда это правильно, иногда – бесполезно. Но без реформ даже правильные шаги не дадут эффекта. А реформы в этой программе – для иностранцев, МВФ и прочей продвинутой публики. Мол, мы тоже грамотные и всякие умные слова знаем. А какие не знаем, нам МакКинси подскажет.

Практика Правительства прямо противоположна декларациям программы.

Обещание не регулировать цены административно – и увеличение списка регулируемых цен за счет
сухого молока и масла сливочного.

Обещание ослабить давление контролирующих органов – и усиление этого давления, применение явно беззаконных средств, типа непринятия налоговых отчетов. Правительство хвалится уменьшением долга по НДС. Как же так, выплаты возмещения НДС падает и долг падает? А предприниматели жалуются, у них не принимают отчеты, пока они не уберут из декларации по НДС этот самый долг.

Программа для МВФ, произвол чиновников для нас.

Предлагаю, в развитие положения программы
«запровадити прозору систему відповідальності співробітників податкової служби»,
внести в Уголовный кодекс статью об уголовной ответственности за непринятие отчета налогоплательщика или требование изменить показатели этого отчета, в соответствии с п.4.1.2 Закону Украины «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами».

Не надо садить, штраф и запрет занимать должности в сфере государственного управления, лишение выслуги, дающей право на получение пенсии госслужащего.
Хоть один пункт программы Президента надо же реализовать!

Приложение Закон Украины «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами».

4.1.2. Прийняття податкової декларації є обов'язком контролюючого органу. Податкова декларація приймається без попередньої перевірки зазначених у ній показників через канцелярію, чий статус визначається відповідним нормативно-правовим актом. Відмова службової (посадової) особи контролюючого органу прийняти податкову декларацію з будь-яких причин або висування нею будь-яких передумов щодо такого прийняття
(включаючи зміну показників такої декларації, зменшення або скасування від'ємного значення об'єктів оподаткування, сум бюджетних відшкодувань, незаконного збільшення податкових зобов'язань тощо) забороняється та розцінюється як перевищення службових повноважень такою особою, що тягне за собою її дисциплінарну та матеріальну відповідальність у порядку, визначеному законом.

Влад Харьковский

Коментарі

Додати новий коментар

Вміст цього поля є приватним і не буде показаний.