Бюджет пенсионного фонда или сможем ли мы жить на пенсию?

, 11/04/2009 - 01:33
Утвержденный в начале марта бюджет Пенсионного фонда был обнародован через месяц после принятия. Его текст подтвердил худшие опасения. Из общих соображений понятно, что суммы, которые собирали с зарплат людей во время подъема, не могут быть собраны во время кризиса, т.к. уменьшается и количество занятых, и их зарплаты.
И все обещания сбалансировать доходы и расходы фонда могут быть основаны только на манипуляциях с цифрами.

В бюджете заложен дефицит в 13млрд.гр., который должен покрываться из бюджета.

В доходы фонда посчитан остаток его средств на начало года в размере 3.5млрд.гр. Однако, в статье 81 бюджета на 2009г. предусмотрено списание 4.7млрд.гр. займа, предоставленного Пенсионному фонду из бюджета в 2008г. Отсюда следует, что остаток на начало года – также деньги, безвозвратно подаренные фонду бюджетом. Более того, в виду таких вольностей можно предположить, что и в 2009г. займы, предоставляемые бюджетом фонду, возвращаться не будут, т.е. реальный дефицит его гораздо выше.
Основной доход пенсионного фонда – обязательные взносы предприятий, составляющие 33.2% от начисленной работникам зарплаты. В соответствии с планом, эта сумма за год должна составить 92 млрд.гр. или 7.67 млрд.гр. в месяц.

Госкомстат дал сведения о начисленных зарплатах за январь и февраль. Из него следует, что в январе было начислено 18.5 млрд.гр. зарплаты, причем задолженность увеличилась на 0.5млрд.гр. Следовательно, в пенсионный фонд было перечислено меньше 6млрд.гр. В феврале зарплата несколько увеличилась (с 1865гр до 1902) и количество работающих выросло на 80т.чел. В результате начисленная зарплата составила 19.17млрд.гр., невыплаченная ее часть увеличилась еще на 110мл.гр. Следовательно, отчисления в пенсионный фонд составили 6.3 млрд.гр., что гораздо ниже плановой. На самом деле отчисления еще ниже, т.к. при выплате отчислений есть немногочисленные исключения и льготы.

Соответственно, и второй по величине источник пополнения фонда – обязательные взносы граждан в размере 2% от зарплаты, также не дотягивают до нужной суммы. За январь они не превысили 360млн.гр., за февраль – 381 млн.гр. Чтобы за год получить плановую сумму в 5.568млрд.гр., в месяц необходимо собирать не меньше 471.5млн.гр.
Казначейство не скрывает, что выдавало кредит Пенсионному фонду, но не называет цифр. Дай Бог, чтобы к концу года зарплаты повысились, и план поступлений фонда удалось выполнить. Пока к тому нет никаких предпосылок. В условиях кризиса зарплаты и занятость не имеют тенденции к росту.
Выдача пенсий фактически происходит за счет эмиссии денег НБУ через бюджет, через высасывание средств из государственных кампаний и банков (вскоре им самим понадобится реабилитация). Такие способы выплаты пенсий разрушают экономику, их печальный результат проявится быстрее, чем многие (включая Правительство) себе думают.

В нынешней ситуации нет смысла дальше давить на предпринимателей и работников, величина отчислений в пенсионный фонд и без того является слишком высокой.

Следует обратить внимание на другие слагаемые бюджета.

1. Очень странно, что в бюджете фонда не отражены отчисления на покупку безналичной валюты – 0.2% от суммы потраченной на эту покупку гривны.
2. Из 111.4 млрд.гр. запланированных собственных поступлений в бюджет, 92 млрд.гр. – обязательные отчисления работодателей и 5.6 млрд. – обязательные взносы граждан. В сумме это 87.6% всех поступлений фонда, которые приносят в пенсионный фонд 10млн.человек.

Работоспособных граждан в стране 25млн.чел. (если считать начиная с 20 лет и до пенсионного возраста). Экономически активных среди них порядка 18.5млн.чел, остальные – инвалиды, пенсионеры, студенты и домохозяйки. Далее, 1.5 млн. – безработные, остальные – предприниматели, военнослужащие, фермеры, самозанятые – всего порядка 7млн.чел. Все они не перечисляют в пенсионный фонд сумм, сравнимых с штатными работниками.

В настоящее время в стране 3млн.300т мужчин и 7млн.807т женщин пенсионного возраста (это не считая тех, кто вышел на пенсию в более молодом, возрасте в силу особенностей профессии или состояния здоровья). На эти 11.1 млн.пенсионеров работает 10млн.чел., получающих зарплату и уплачивающих взносы в Пенсионный фонд. А где же остальные трудоспособные?
3. Взносы предпринимателей, работающих на едином налоге, составляют 3.9 млрд.гр. Если от средней зарплаты наемного работника за февраль (1902гр) предприниматель и сам работник перечисляют в фонд 670гр, то получающий такой же (или даже больший) доход предприниматель – 84гр.

Это недопустимо по ряду обстоятельств. Отчисления от доходов наемного работника и предпринимателя не могут отличаться в 8 раз. Такая большая разница служит источником различных схем уклонения от уплаты взносов в пенсионный фонд. Такая разница противоречит всем понятиям о справедливости и законности.

Далее, в обстоятельствах, когда на одного работника приходится 1 пенсионер, каждый работник должен отчислить в пенсионный фонд сумму, достаточную для выплаты пенсии такому пенсионеру. Если это не делает гражданин А, то с гражданина Б берется удвоенная сумма. Спрашивается, почему здоровый физически и умственно гражданин А не отчисляет на выплату пенсий ту же сумму, что и другие граждане? Откуда в таком случае следует брать деньги? Из бюджета, т.е. с других работающих? Нарисовать, напечатать, обложив население страны инфляционной данью?

Говорят, будто нельзя с предпринимателей брать больше, они уйдут «в тень». Но ведь заниженные выплаты этих самых предпринимателей уводит в тень всех остальных. Работников заводов и институтов, фирм и магазинов оформляют на минимальную зарплату, и, одновременно, как предпринимателя на едином налоге. Основную сумму они получают как предприниматели. Вот где массовый уход в тень.
Конечно, сразу увеличить выплату в 8 раз неправильно. Но в 2 раза – можно и нужно. Такое увеличение не должно касаться предпринимателей – пенсионеров и инвалидов. Такая мера сразу принесет в бюджет пенсионного фонда порядка 4 млрд.гр. Предприниматели оформляют себе единый налог не с целью заплатить 200гр. Им нужно это оформление для выполнения определенных действий. Поэтому не откажутся они от оформления единого налога из-за 85гр. А бюджет фонда поправят.

4. Отчисления от военнослужащих составляют 4.2 млрд.гр., от работников сельского хозяйства 2.7 млрд.гр. Как видите, перечисляемые ими суммы, не сравнимы с отчислениями работающих по найму. Однако, если за военнослужащих и работников сельского хозяйства доплачивает бюджет, возмещая недоплату пенсионному фонду (т.е. все налогоплательщики), то за предпринимателей не доплачивает никто (т.е. платят 10млн.чел., получающих зарплату).

Есть еще немало людей, не регистрирующих свою деятельность, работающих заграницей, они не перечисляют ничего. Усилия Правительства, направленные на увеличение сумм, уплачиваемых в Пенсионный фонд предпринимателями и другими гражданами, не уплачивающими их в настоящее время, совершенно правильны, но недостаточны.
Отчисления от работающих граждан в размере 35.2% завышены. Такой их размер не стимулирует рост производства и открытость экономики. Именно высокий уровень отчислений загоняет экономику в тень. На их уменьшение должны быть направлены основные усилия Правительства.

Пенсионный фонд пропускает через себя сумму, равную 2/3 объема Государственного бюджета.

1. Собственные доходы пенсионного фонда в соответствии с утвержденным бюджетом составляют 111 млрд.гр., а расходы из собственных средств – 130 млрд.гр. С учетом выплат льготных пенсий, обеспеченных государством, а также других обязательных фондов, расходы пенсионного фонда составляют 164млрд.гр.
Все доходы Государственного бюджета 2009г. составляют 239млрд.гр. Т.о. Пенсионный фонд по своим доходам-расходам приближается к государственному бюджету. С ее сбором и распределением всегда будут возникать проблемы.
2. Ходят разговоры, будто бюджет фонда сбалансирует отмена высоких пенсий госчиновникам. Эта отмена – необходима, и ее следует добиваться. Но, к бюджету фонда она не имеет прямого отношения. Дело в том, что средства для выплаты льготных пенсий (чиновникам, военнослужащим и пр), дает государственный бюджет. По плану 2009г. предусмотрено перечисление 31млрд.гр. на выплату пенсий льготникам и военнослужащим. Это не связано с 13млрд.гр. дефицита собственных доходов пенсионного фонда, которые также возмещает государственный бюджет.
Т.е. уменьшать льготные пенсии чиновникам необходимо, это уменьшит дефицит бюджета. Но балансу пенсионного фонда это не поможет.
3. Надо ясно понимать, что нынешние 35.2% отчисления от зарплаты наемных работников, с одной стороны, слишком много, а с другой, недостаточно для выплаты начисленных пенсионерам пенсий. Продолжать такую политику бессмысленно.
4. Много говорится про переход к накопительной системе начисления пенсий. Конечно, кризис – худшее время для такого перехода. Но и тянуть особо некуда.
Надеяться на то, что Пенсионный фонд и дальше будет бесперебойно выплачивать увеличивающиеся пенсии нет оснований. Необходимо разделять сумму пенсии на обязательную и накопительную часть и накопительную передавать другим пенсионным фондам, в т.ч. негосударственным. Необходимо стимулировать граждан к накоплению пенсионных денег, а не к уклонению от выплат.

Страна опоздала с увеличением пенсионного возраста.

Начать медленное, постепенное увеличение (на год за 2 года, например) следовало во время подъема в 2006-8гг.

По данным Госкомстата на 1.1.2008г. (более свежих данных пока нет), в течение ближайших 5 лет пенсионного возраста достигнут 1331894мужчин (им на 1.1.2008 было 55-59лет) и 1806190женщин (им на 1.1.2008 было 50-54года). Всего 3138084человек. В рабочий возраст вступят те, кому 15-19 лет, а таких всего 3218533человек. Т.е. в экономику вольется на 80т.чел. больше, чем выйдет на пенсию.
Однако, в следующее пятилетие соотношение резко меняется к худшему.

В период с 2014 по 2018 годы на пенсию выходят 1485209 мужчин и 1946790 женщин, всего 3131999чеовек, а вступают в работоспособный возраст 2398150 человек, т.е. 734т.человек. меньше. Дай Бог всем этим 2 млн.400т. детей в добром здравии дожить до работоспособного возраста и дальше жить и работать, но статистика этого не подтверждает, т.е. количество новых работников в экономике может оказаться еще меньше.

А дальше будет совсем плохо. В пятилетие с 2019 по 2023г. на пенсию выйдет 1705578 мужчин и 1660295 женщин, т.е. 3365873человека, а в экономику придет 1931995 человек, на 1млн.434т.человек меньше. Нетрудно предположить, что к этому времени, когда на пенсию пойдут нынешние 45-50летние мужчины и 40-45летние женщины, пенсию им платить будет нечем.

Итак:

Период чел. Достигнут...... Войдут .................... Разница
.................... пенсионного..в работоспособный
.................... возраста....... возраст
2009-2013.. 3138084........ 3218533....................... 80469
2014-2018.. 3131999........ 2398150.................... -733849
2019-2023.. 3365873........ 1931995.................. -1433878

Есть справедливое замечание, мол, во время кризиса увеличивать пенсионный возраст нелогично. Людей увольняют, какой смысл задерживать их выход на пенсию?
Дело, однако, в том, что на разных предприятиях ситцация тоже разная. Есть предприятия, на которых одновременный уход всех пенсионеров приведет к остановке их производственной деятельности. Поэтому, можно предложить вариант, при котором на период осуществления реформы, безработным, работникам с зарплатой ниже прожиточного минимума была дана возможность выхода на пенсию по старому правилу - в 60 лет мужчинам и 55 женщинам. В отношении активно работающих же начала действовать сдвижка. Эта сдвижка может быть более щадящей, например, на месяц за квартал. Но процесс должен начаться, иначе, как хорошо видно из приводимых выше цифр, через 5 лет пенсионеры останутся без пенсий, на которые они смогут прожить. Другой вариант: человеку, которому исполнится 60 лет, внезапно скажут – Вам на пенсию через 5лет. Вот это будет шок. Его ведь не повышали, не брали на ответственные должности, он сам не готовился работать дальше.

Как можно назвать тех политиков, которые сегодня изображают из себя спасителей народа и ничего не предпринимают, чтобы подготовиться к предстоящему уменьшению количества работоспособного населения? Они могут считать, что надо сейчас выиграть выборы, а что там будет через 5 лет, тогда и будем думать. Но нам то не выборы выигрывать, нам предстоит жить, эти пенсии получать и на эти пенсии работать.

Будущий пенсионер В.Рапопорт

Коментарі

Додати новий коментар

Вміст цього поля є приватним і не буде показаний.